«Фантазийные миры»: в Музее изобразительных искусств открылась новогодняя выставка
2 недели назадВ Музее изобразительных искусств открылась традиционная выставка «Щелкунчик и другие новогодние истории» (0+). В экспозиции представили иллюстрации к повести Э. Т. А. Гофмана и различным сказкам, советские открытки, орехоколы и даже «живые картины». Корреспондент Калининград.Ru погрузился в фантазийные миры художников.
Лавочка, фонарь, нарядная ёлка, притаившиеся белые кролики у коробок с подарками. Спокойствие сказочного мира охраняют отважные щелкунчики. Впрочем, ненадолго. Совсем скоро появляются первые гости выставки «Щелкунчик и другие новогодние истории» — Музей изобразительных искусств устраивает её уже в четвёртый раз. И для калининградцев погружение в атмосферу волшебства действительно становится доброй традицией, которая помогает отвлечься от зачастую осенней погоды и найти праздничное настроение.
«Ой, кто это?» — в толпе разглядывают буквально сошедших с картины девушек и молодых людей: пышные наряды, туфли и головные уборы у них расписаны красками. Герои позируют для фото, разыгрывают небольшие сценки и даже исполняют «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского (отдельное умиление вызывает самая младшая актриса). Так официально начинаются новогодние истории этого сезона.
«Я не буду голословной, если позволю себе сказать, что это, пожалуй, главная калининградская новогодняя выставка, которая традиционно объединяет и взрослых, и детей. Она всегда наполнена очень добрыми эмоциями, оптимизмом и, что самое главное, верой в чудеса», — отмечает заместитель директора Музея изобразительных искусств Маргарита Маслобойникова.
Мы надеемся, что этот проект и дальше будет воплощаться в таком прекрасном настроении, потому что именно сказка „Щелкунчик“ даёт нам всем не только историческую правду, потому что всё-таки герои этой сказки — действительно люди, которые в дальнейшем выросли и у которых была своя судьба. Но всё-таки в первую очередь это такая прекрасная сказка, которая даёт всем нам ощущение чуда, — говорит начальник отдела искусств, музеев, образовательной деятельности Минкульттуризма региона Юлия Матвеенко.
«Щелкунчик…» — выставка, которая будет интересна разным поколениям. Как рассказывает начальник департамента семейной политики Маргарита Гагина, с самого детства она была погружена в атмосферу искусства, а теперь передаёт эту традицию собственным детям и внукам. «Музей может шагнуть и в наш дом. Храните и изобретайте новые традиции, связанные с искусством, а уж „Щелкунчик“, который на самом деле дарит не только веру в чудо, но и веру в победу любви, справедливости и счастья, пусть принесёт в вашу жизнь эту веру, надежду и свершение вашей мечты», — желает Гагина.
Экспозиция включает несколько залов и приглашает в настоящее приключение. Условный хедлайнер выставки — Надежда Бугославская и её иллюстрации к «Щелкунчику и Мышиному королю». Работы автора уже знакомы калининградцам: в прошлом году «Ёлка» Зощенко вызывала у зрителей самые тёплые ностальгические чувства. Бугославская известна смелым подходом к рисунку, она не боится искать новые приёмы и неожиданные ходы для каждой серии.
В иллюстрациях к «Щелкунчику» основной акцент сделан на эмоциях главных персонажей — от удивления до воинственной решительности. Фон при этом зачастую условен. Но такой подход сразу включает воображение у зрителей и помогает перенести собственные переживания в давно знакомый сюжет.
Работы Анастасии Архиповой по сказкам Андерсена пленяют своей акварельной звонкостью и лёгкостью. При этом персонажи и детали прописаны с удивительной чёткостью и убедительностью. Здесь не увидишь грязных оттенков или случайных мазков. Невольно вспоминаются работы старых мастеров, которые увлекали так же сильно, как текст. Не зря иллюстрации Анастасии Архиповой к сказкам братьев Гримм считаются классическими и одними из самых любимых в Германии.
Особое внимание стоит уделить истории современного китайского писателя Сю Тао «Там, за рекой». Иллюстрации к ней получились пронзительно лиричными, меланхоличными и нежными. Архипова виртуозно передала притчевость сюжета о медвежонке, использовав для того универсальный визуальный язык.
Пожалуй, самый яркий, фэнтезийный, запоминающийся зал получился у молодой (ей только недавно исполнилось 18) художницы Лизы Анисимовой. Она представила проект «Переполох в театре кукол». В качестве холста девушка использовала друзей: создавала невероятные наряды, расписывала лица и тела. Также Анисимова сама возводила огромные декорации, затем фотографировала результат и печатала на холсте, после чего дорабатывала акрилом. Кстати, образы ребят, которые устроили перформанс во время выставки, — тоже кропотливая работа художницы.
Лиза Анисимова работает над «Переполохом» с 2019 года. «Я достаточно долго думала над этой историей, перекрашивала, костюмы перерезала, меняла, пришивала новое, потом опять раскраивала. И эскизов было очень много. Когда я создавала эту инсталляцию, я пыталась показать, что для меня значит Новый год и сделать так, чтобы и другие люди, смотря на мои картины, тоже могли проникнуться этим. Хотя Новый год для каждого значит что-то своё, каждый представляет этот праздник как что-то более индивидуально, мне кажется», — делится Анисимова.
Все 19 представленных картин «Переполоха в театре кукол» перейдут в дар музею. До этого проект презентовали в Детском городском многопрофильном клиническом центре высоких медицинских технологий имени Раухфуса в Санкт-Петербурге и в детских медучреждениях Луганска. «Калининградскому музею изобразительных искусств также передаём эти работы в дар, но с таким прекрасным добрым обременением, чтобы каждый год они кого-то радовали. Пусть эти работы появятся на следующий год в каких-то школах искусств, в детских домах, в домах престарелых, в кардиологических центрах, в онкоцентрах. И нам будет приятно, что они продолжают работать, а у музея появится замечательный социально-культурный проект, который направлен как раз на поддержание и семьи, и творчества, и любви», — отмечает руководитель фонда «Искусство графики» Екатерина Дружинина.
Фонд «Искусство графики» не в первый раз сотрудничает с Музеем изобразительных искусств. На этот раз в Калининград привезли проект «Рождественские дары. От Балтики к Балтике», который вобрал самые разные представления о новогодних праздниках. «Рождество — это библейский сюжет с изображением Богородицы и волхвов. При этом представлены и экслибрисы с так называемым астрологическим бестиарием, то есть здесь мы уже следуем китайскому гороскопу. Плюс мы не могли обойти вниманием, что в нашей культуре такой сложный замес язычества и христианства. Понятно, что мы переходим святки, колядки все эти ночи перед Рождеством. И всю эту чертовщину, Леших, Виев, всю эту прекрасную нечисть мы представляем», — объясняет Дружинина.
Зал с «Рождественскими дарами» может показаться сдержанным после яркого «Переполоха», но в нём точно стоит задержаться подольше. Проект объединил 12 художников (11 — из Санкт-Петербурга и одну и Эстонии). Экслибрисы и перфеличе (поздравления-открытки), литографии и гравюры — каждый точно найдёт что-то для себя. От работ Веры Станишевской веет теплом и уютом, от славянских мифических существ Олега Яхнина бегут мурашки, а дедушки-полярники Виктора Кобзева заставляют расплыться в улыбке. При этом «Искусство графики» выступает настоящими волхвами: все 60 работ передадут в фонд музея.
В этом же зал расположилась композиция с необычными щелкунчиками из частного собрания Ирины Крутиковой и Марины Ткаченко. Здесь даже есть орехокол в виде Мари — большая редкость. А в зеркальных стенах можно сделать эффектные селфи.
Потрескивание камина, мягкое кресло, ёлка. Последний зал выставки — самый уютный. Здесь представлены советские открытки (в основном 60-70-х годов), которые передали сами калининградцы. Одна из самых запоминающихся историй — переписка, которая длится уже более 30 лет между попутчицами поезда Калининград — Москва. А ватные Деды Морозы и старинные игрушки дополняют ностальгическую атмосферу.
«Щелкунчик и другие новогодние истории» на этот раз удивляет полётом фантазии, захватывает посетителей с первого зала и уносит далеко-далеко от тревог и забот. При этом выставка оставляет место для глубоких размышлений и рефлексии. Посетить экспозицию можно по 12 января. Взрослый билет стоит 250 рублей, студенческий — 150, школьный и пенсионный — 100.